В прикамских школах и детсадах ежегодно получают образование около 23 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья

В прикамских школах и детсадах ежегодно получают образование около 23 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья.
Сегодня состоялась пресс-конференция министра образования и науки Пермского края Раисы Кассиной и зав. кафедрой социальной педагогики и психологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета Ольги Ворошниной, которые ответили на вопросы журналистов об организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в Пермском крае.
В Прикамье созданы условия для получения качественного образования детьми с ОВЗ. Педагоги региона ежегодно обучают около 23 тыс. детишек с ОВЗ с применением различных форм, видов, уровней образования с учетом особенностей развития дошколят, школьников и студентов.
Для детей с ОВЗ дошкольного возраста образовательная услуга предоставляется в 1 специализированном дошкольном образовательном учреждении, 3 структурных подразделениях для дошкольников с ОВЗ в специальных общеобразовательных школах и в 285 группах компенсирующей направленности. В соответствии с краевым законодательством семьям с детьми-инвалидами дошкольного возраста, которые не посещают детский сад, предоставляется компенсация в размере более 20 тыс. рублей на 1 ребенка в год.
Дети-школьники с ОВЗ обучаются в порядка 500 школах региона. С 1 сентября 2016 года дети-первоклассники с ОВЗ стали учиться по новым федеральным образовательным стандартам начального общего образования и федеральным образовательным стандартам обучающихся с нарушением интеллекта. Они были утверждены на федеральном уровне впервые. Теперь новые примерные адаптированные образовательные программы разработаны для всех категорий детей с ОВЗ. В Прикамье по этим примерным адаптированным образовательным программам с начала года, как апробационные площадки, работают 13 школ.
- Тема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья очень важна для нас. Каждый ребенок имеет право на образование. Если родители с такими особенными детьми принимают решение обучать своего ребенка, мы рекомендуем обратиться к врачу за получением справки с характеристикой особенностей его развития. Затем семья обращается в психолого-медико-педагогическую комиссию, которая разрабатывает маршрут обучения – какой детский сад посещать, какая школа рекомендована, организуются консультации с узкими специалистами. После этого дети начинают учиться либо в специализированных школах, либо в инклюзивных классах общеобразовательных учреждений, — отметила министр образования и науки Прикамья Раиса Кассина.
В Пермском крае дети с ОВЗ обучаются и с использованием дистанционных технологий. В 2016-2017 учебном году таким образом получают знания 175 детей-инвалидов в 110 школах. Для организации такого обучения закупается специальное оборудование для детей и учителей, осуществляется подключение рабочих мест детей к сети Интернет, проводится обучение педагогов. Количество подготовленных педагогических работников, работающих с детьми-инвалидами дистанционно, сейчас составляет 387 человек.
По словам зав. кафедрой социальной педагогики и психологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета Ольги Ворошниной, «система образования в отношении детей с ОВЗ в Пермском крае является сбалансированной. Вуз по заказу краевого министерства образования подготовил уже порядка 90 педагогов, которые работают с детьми-инвалидами. В крае бережно относятся к специальным коррекционным школам. В некоторых субъектах РФ их массово закрыли. В Прикамье же они сохранены, и детей с ОВЗ неторопливо и взвешенно вводят в образовательный процесс, что соответствует современным трендам».
Доступная среда для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов создана в 216 школах, 177 детских садах и 49 учреждениях дополнительного образования. Как отметила Раиса Кассина, все новые школы, которые сейчас будут массово строиться в Перми и крае, сразу будут оснащаться лифтами или специальными подъемниками, чтобы дети с ОВЗ без препятствий попадали в классы.
В организациях дополнительного образования занимаются 4094 ребенка с ОВЗ. Дети имеют возможность посещать кружки технического, художественного творчества и спортивные секции, что позволяет более успешно обеспечивать социализацию и реабилитацию лиц с ОВЗ. Занятия в кружках проводятся в форме бесед, игр-путешествий, экскурсий, предметных недель, заочных путешествий, презентаций, в форме тематического тестирования, анкетирования, выставок, концертов, а также дистанционно.
В крае создано несколько центров, где дети-инвалиды и дети с ОВЗ могут заниматься физической культурой и спортом. Одним из таких центров является Краевой центр физической культуры и здоровья, на базе которого работает структурное подразделение «Спортивная детско-юношеская школа олимпийского резерва им. А.В. Третьякова», предоставляющее детям-инвалидам возможность заниматься шахматами, лыжными гонками, баскетболом, настольным теннисом, легкой атлетикой.
Профессиональное обучение лиц с ОВЗ осуществляется в 23 государственных профессиональных образовательных учреждениях и 9 филиалах данных учреждений. Подростки с ОВЗ непосредственно в Пермском крае могут пройти профессиональное обучение по 30 различным профессиям (каменщик, обувщик по ремонту обуви, оператор швейного оборудования, переплетчик, повар, штукатур, маляр, садовник, тракторист и др.).

источник: perm.ru